Главная » 2013 » Апрель » 4 » КЫСМЕТ
19:39
КЫСМЕТ
Владимир Лозманов

Нет,что ни говорите, а судьба у человека есть. И эта судьба ведет его по жизни, как коновод ведет свою лошадь в поводе. И сколько не дергайся, сколько ни старайся изменить её, она неумолима, как очередная волна, бьющая в борт теплохода.
Работал я в то время на "морковках", так на Дальнем Востоке называли построенные в Финляндии теплоходы. Однажды на борт судна взамен списавшегося третьего помощника пришел молодой человек, выпускник Одесского института водного транспорта, спортивной внешности, в меру накаченный, в меру начитанный. Звали его Василием. Пришел он с направлением отдела кадров пароходства. По своей должности я позвонил инспектору и спросил о новом члене экипажа. Инспектор дал хороший отзыв, мол, непьющий, некурящий, в порочных связях не замечен. То есть нормальный третий, пусть работает. - Правда, - предупредил инспектор, - посматривайте за ним. Работал он уже на двух судах и списался с них по несчастному случаю. Может. это случайно, но предупредить вас с капитаном обязан. Парень принялся за работу рьяно, навел порядок по своему ведомству, съездил за секретными картами и корректурой на следующий рейс, а через день мы уже мчались со скоростью восемнадцать узлов в порт Певек, с последней партией груза в этом полярном сезоне. Рейс проходил нормально. ледовая обстановка была на удивление спокойной. Однажды, стоя на мостике, я начал разговор с третьим о его предыдущих судах. - Так что ты говоришь, на первом судне ты проработал больше года? - Да. год и два месяца. А что такое? - вопросом на вопрос ответил третий. - А списался в отпуск?
- Нет. Списался в больницу, поскользнулся на трапе и сломал руку. так получилось неудачно, теплоход как раз заграницу собирался, а меня в больницу отправили. Да и со второго судна тоже пришлось списаться в больницу. - Там что случилось?
- Да там в спортзале гирю себе на ногу уронил. На этом разговор наш закончился, и мы разошлись по своим делам. и больше к теме несчастных случаев не возвращались. Правда, я дал указание боцману приглядывать за третьим при работах на палубе.
Рейс на Певек заканчивался, мы возвращались во Владивосток. Уже стоя во Владивостоке на рейде, узнали, что идем на Таиланд за тапиокой. Это растение такое, типа сладкого картофеля, высушенное и гранулированное. Когда прочитали условия перевозки - ужаснулись. за пять дней перехода нам нужно было привести в порядок все трюмы без исключения. Зачистка. мойка, чистка ржавчины, покраска таких больших площадей всегда сопряжены с опасностью трвм. Боцман. предупрежденный мной ещё в начале рейса, взял третьего помощника в свою бригаду и даже поставил его в звено, работающее под его непосредственным руководством.
Третий помощник. работая на мойке подволоков в твиндеке ( верхняя часть трюма), вместе со шлангом продвигался по серединному проходу, который был огражден металлическим леерным ограждением до самой крышки нижнего трюма, которая стояла вертикально. Между последней стойкой ограждения и крышкой оставалось около 80 сантиметров свободного пространства, что вполне допускалось по правилам техники безопасности. Боцман, находившейся на противоположной стороне открытого проема в трюм, изредка поглядывал в сторону Василия.
Ничего не предвещало опасности. Третий, двигаясь спиной и задрав кончик шланга вверх, поливал водой потолок. И вот так двигаясь, не задев ни последней стойки леерного ограждения, ни крышки поднятого люка, он упал спиной вперед в открытый трюм.Все только и успели рот раскрыть, услышав душераздирающий крик падающего вниз головой Василия.Боцман. закрыв глаза, говорил себе6 " Ну вот. труп с размозженной головой на мне".
Третьего спас от неминуемой смерти резиновый шланг, который он, даже падая, не выпускал из рук. Шланг выбрав свою слабину, натянулся, и если бы его держали по -крепче, остановил бы человека в воздухе. Но руки Василия в мокрых перчатках не удержали такой же мокрый шланг, и он полетел дальше, но уже развернувшись ногами вниз и сильно уменьшив скорость полета.
По радиосвязи боцман связался с мостиком, доложил о несчастном случае капитану, который был в это время на вахте.. Капитан по громкой связи вызвал доктора и поднял меня.
Доктор, тоже работающий в этой бригаде быстренько спустился в трюм, осмотрел пострадавшего, потерявшего сознание от болевого шока, и велел принести носилки для эвакуации. С помощью крана вытащили пострадавшего Василия на палубу и доставили в лазарет. Боцман подошел ко мне и задумчивым видом сказал :-Я так и не понял. Ведь он летел вниз головой, а упал на ноги. Как так? - Как, как? - ответил я - какая разница. ты ведь слышал, что доктор сказал. Все ступни переломаны. Все равно случай тяжелый, и уж нас с тобой по головке не погладят. Хорошо, что ещё строгими выговорами обойдемся. а то могут и понизить. Тебе то что. а мне в этом году на капитана сдавать. - Да это - то так, но все равно я не могу понять. - Поймешь. когда приказ прочитаешь, - ответил я ему и мы закончили эту бесполезную дискуссию.
До Бангкока оставалось идти всего двое суток, которые экипаж потратил на оформление акта о несчастном случае. Доктор занимался больным, а мы оформляли объяснительные, рисовали схемы, составляли акты, писали приказы о наказании виновных. По заведенному в пароходстве обычаю, чем строже накажет капитан виновных на судне, тем меньше шансов отмены его приказа и более строго наказания со стороны пароходства.
- Кысмет! - произнес как- то в связи с несчастным случаем непонятное мне слово капитан. - Что. что? - спросил я его. - Судьба это. Так казахи говорят на моей родине. От нее ещё никто не уходил. Написано у Василия на роду уходить с каждого теплохода по несчастному случаю, так он и будет до конца жизни списываться с судов.
Просмотров: 3499 | Добавил: Алхан | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar