Книжная полка

Главная » Книжная полка » КОПИЛКА КЛУБА (Работы постоянных членов клуба) » Дружинин Ю. А.

Почему они убегают из школы...
В этой невымышленной истории все имена и фамилии изменены, поэтому любые совпадения прошу считать  случайностью.
     Морозное звенящее утро, украшенное хрустальным инеем на тонких веточках акации, поднимало настроение. И поэтому факт опоздания на первый урок не расстраивал так сильно Настю,  а чего, собственно, расстраиваться? По математике у нее никогда не было проблем. Мария Александровна не упускала случая, чтобы лишний раз не похвалить за хорошо выполненную «контрольную» или «домашнюю». Да и вторая четверть только начиналась. И, поэтому, пока можно было не напрягаться. Мягко ступая, девушка направилась по широкому светлому коридору к своему 10-а классу, с опаской поглядывая на кабинет завуча. «Почему школьники бросают школу? А Вы уверены, что пришли с этим вопросом по адpecy ?» - 
доносилось из каби­нета. Настя невольно прислушалась, остановившись у двери. «Вот вы, журналисты, привыкли во всех грехах обвинять школу!» - громко возмущалась завуч, Ольга Петровна. — А знаете ли вы, что основную толику в деле воспитания детей закладывают родители? И каким они заложат в своего ребенка отношение к школе, с таким он сюда и идет». "Но ведь большую часть дня дети проводят здесь, в школе. А значит, доминирующая часть мировосприятия формируется у них в стенах школы», - дискутировал в ответ мужской голос, принадлежавший, по-видимому, журналисту. —« Дома для общения с родителями у них остается всего несколько часов. Так сложилась наша общественная система. Здесь, в мире сверстников и педагогов, современные дети формируют свое видение мира. Ну, еще на улице, куда они убегают из школы. Так почему это происходит?» «Опять Вы о том же, - возмущается завуч. — "В школе работают не педагоги, а учителя. Наша задача — да­вать знания, на воспитание у нас времени не остается. Програм­ма очень сложная. И мы не мо­жем «сюсюкать» с каждым раз­гильдяем. Хочешь учиться — сиди, слушай, не хочешь — про­сти, получай законную «двойку» и бейся сам за свое существо­вание под солнцем, как мо­жешь». «Вот они и «бьются», - парировал журналист. — Рост детской преступности превысил в несколько раз преступность взрослых». «Только не надо пе­редергивать, мы их на улицу не толкаем. Отношение ко всем у нас равное. И если у ребенка склонность к аморальному по­ведению, то это - издержки ро­дительского воспитания!..»
     Конца этой фразы Настя уже не слышала, ей нужно было спе­шить на урок. Вот она, привыч­ная дверь, с запачканным рези­новыми подошвами, низом. Рука толкает ее.
     - Вот наша «пропавшая душа» заявилась, - слова учительницы вызвали   россыпь   смешков.
Впрочем, ничего особенного, все как всегда. Извинившись, девушка проходит на свое мес­то.
    - Я думаю, что ты, все-таки, должна объяснить классу, поче­му ты опоздала, - послышалось за ее спиной.
    Что это сегодня с Марией Александровной? Настя оберну­лась.
    - Будильник сломался, - бро­сила она полушутя, в расчете побыстрее закончить неловкий разговор.
    - И ты, конечно же, носила его в мастерскую?!
     По классу прокатилась волна хохота.
     Насте стало не по себе. Лю­бой из «гоготавших» однокласс­ников совершал подобные нару­шения ни по одному разу в не­делю. Учителя давно махнули на это рукой: «В конце концов, все равно через год уйдут из шко­лы. Что с ними связываться?!» И они, понимая такую установку, бессовестно пользовались ситу­ацией. Настя не могла понять, почему ее сегодня решили сде­лать «козлом отпущения».
     - Нет, ты, пожалуйста, не са­дись, - давила на нее «математичка». — Выйди, пожалуйста, к дос­ке и объясни, чем вызвано твое опоздание! Чем мы заслужили такое неуважение к себе со сто­роны твоей персоны?
     Девушка почувствовала, как лицо наполняется жаром. «Что происходит? - мозг лихорадоч­но пытался найти разумное объяснение. - Зачем она выстав­ляет меня перед всем классом, перед этими гогочущими пере­ростками?»
     - А ведь ты считаешься непло­хой ученицей. За прошлую чет­верть у тебя не было ни одной «тройки», - продолжала непо­нятный «наезд» учительница. — Неужели даже за тот уровень знаний, который школа в тебя вкладывает, БЕСПЛАТНО вкла­дывает, она не заслужила к себе уважения?! Ведь все, что требу­ется от вас — это вовремя прий­ти и спокойно выслушать. Боль­ше ничего! И даже этого вы не в состоянии выполнить!
     «Что здесь происходит?» - сту­чало в мозгу. Мысли никак не хотели собраться воедино. Пе­ред глазами плыли ехидные на­смешки одноклассников. Каза­лось, они наслаждались ситуа­цией, отчитывали не их, посто­янных прогульщиков, а одну из лучших учениц в классе.
     - Я требую твоего отчета, Ана­стасия. Будь добра, отвечай за свои поступки. Ты уже достаточ­но взрослый человек. Весь класс ждет твоего ответа!
     Оставив бесплодные попытки объяснить происходящее, голо­ва вдруг просто опустела. На глаза стали наворачиваться сле­зы. Вся неясность сложившейся ситуации переросла в один боль­шой вопрос: «ЗА ЧТО?»
     Риторический монолог математички всё продолжался, ког­да Настя остро ощутила, что не может больше находиться в этом классе. Не потому, что ей стыдно за слезы, за сла­бость перед этими «дебила­ми», не потому, что на нее свалили всех «баранов», не потому, что предательски по­хохатывала за компанию со всеми ее подруга... Нет. Всё это ушло куда-то на задний план. 
     - Просто она НЕ МОГЛА сейчас здесь находиться! Ноги понесли к двери.
     - А тебя никто не отпускал! — послышалось за спиной. — Мы еще не дождались твоего отчета.
     - И не дождетесь, - выдохну­ла девушка, чувствуя, как плот­ный воздушный клубок забива­ет горло.
     - Ах, вот как! В таком случае, сегодня ты получаешь «двойку» за домашнее задание.
     Дверь с шумом захлопнулась за спиной.
     -...И без родителей не появляй­ся! — послышалось из-за нее.
     Так пошло и беспомощно это звучало.
     * * * 
     На Урале зима начинается раньше. В конце ноября уже па­дает снег, и пощипывает моро­зец. Молодой журналист, сетуя на то, что не надел теплую шап­ку, потирал уши. Неделю назад
он встречался с завучем этой школы и вот вновь заходит в ее кабинет.
    - А, это опять Вы, молодой человек? Здравствуйте, здрав­ствуйте... У меня сегодня, к сожалению, нет времени, чтобы побеседовать с Вами, спешу на урок, но вот кандидатуру для Вашей статьи я подобрала. Вот, записывайте: Ерофеева Анаста­сия, 10-а класс... Неплохая, вроде бы, девочка (училась без «троек»), но уже неделю не приходит на занятия. Получи­ла «двойку»! Как раз в тот день, когда на урок к ним при­ходила комиссия из управле­ния образования. Она, пред­ставьте себе, нахамила при всех учительнице и демонст­ративно покинула класс. Вот вам пример непредсказуемо­сти и заносчивости современ­ной молодежи. Вот в каких ус­ловиях нам приходится рабо­тать! И Вы после этого буде­те меня спрашивать: «Поче­му они убегают из школы?» Да это я должна спросить: «Почему мы, учителя, до сих пор отсюда не сбежали?»
     Молодому журналисту не­трудно было отыскать Настю. Ему помог Комитет по делам несовершеннолетних. Девочка оказалась в «свежем» списке, составленном после недавних «чисток» подвальных помеще­ний. Список начинался поясне­нием: «Задержана в состоянии наркотического опьянения».


Категория: Дружинин Ю. А. | Добавил: Admin (11.11.2009) | Автор: Юрий Дружинин
Просмотров: 641 | Комментарии: 1 | Теги: Юрий Дружинин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1 Ирина Княгиничева • 13:11, 08.02.2010
Юра, прочла ваш рассказ. Проблема, которую вы затрагиваете, очень актуальна в современной школе. Я работаю в дополнительном образовании в СДЮСШОР тренером - преподавателем. Я думаю, что педагог и есть воспитатель. А у нас зачастую все сводится. как в вашем рассказе - к обучению. Обязательно продолжу с вами беседу.
Вести страничку литературную для меня большая ответственность.
Всех авторов странички я знаю. так как была участницей литературного клуба" белая нить". Не знаю. может и попробую...
avatar